Тёмная storoна ритейла - Нижегородская Логистическая Компания

Тёмная storoна ритейла

Вы читаете блог Нижегородской Логистической Компании

В Москве и Питере (а далее, видимо, везде) крупные ритейлеры открывают магазины формата dark store. Звучит довольно зловеще, но на самом деле это всего лишь магазин без покупателей – все покупки совершаются дистанционно. Даркстор напоминает одновременно и склад, и обычный магазин. Вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ, сделанный в интернете. От, например, AliExpress дарксор отличается тем, что находятся в черте города и принимает заказы, ограниченные определённым растоянием, чтобы ускорить доставку. Дарксторы специализируются именно на FMCG, то есть на товарах повседневного спроса. 

В отличие от распределительного центра, где товар хранится упаковками или паллетами, в дарксторе все процессы оптимизированы под штучную сборку. Термин dark store ввел британский ретейлер Tesco, запустивший этот формат в 2009 году. Ещё раньше похожий проект делал другой британский ритейлер, Sainsbury’s. Но “выстрелил” формат только в коронакризис. 

И вот свои магазины без покупателей уже открывают X5 Retail Group (“Перекрёсток”), “О’Kей” и “Магнит”. Пока только в двух столицах. Кроме того, новый формат активно используют Яндекс и Сбер. Если Яндекс.Курьер доставлял продукты и товары других магазинов, то Яндекс.Лавка уже продаёт с собственных складов. Как и оператор экосистемы Сбера “Самокат”. Дарксторы Яндекса и Сбера уже работают почти во всех городах-миллионниках. И, суд по всему, останавливаться не собираются.  Экспансия формата “магазин без покупателей” в регионы – скорее всего, вопрос времени.  

Плюсы очевидны: для покупателей – экономия времени, для ритейлеров – лучшие условия хранения для продуктов и исключение возможности воровства. К сложностям можно отнести необходимость обеспечить удобство размещения и отбора товаров, настроить эффективные маршруты комплектации, а также процессы контроля качества и полноты отгружаемых заказов. Специалисты НЛК также с интересом ждут, какое название формата приживётся в России. Всё-таки и dark store, и “магазин без покупателя” звучат мрачновато – есть в этом что-то от фильма ужасов. Хотя, конечно, это вопрос субъективного восприятия.