Главной сложностью вакцинации оказалась логистика - НЛК

Главной сложностью вакцинации оказалась логистика

Вы читаете блог Нижегородской Логистической Компании

И ещё одна по-своему поучительная история о важности логистики. Связана она с темой, которая интересует не только специалистов НЛК, а почти каждого россиянина – с вакциной “Спутник V”. Похоже, что её эффективность признают даже скептики. Но есть один момент. Логистический. 

Оказывается, для транспортировки “Спутника V” пришлось с нуля создавать инфраструктуру. В силу всем известных обстоятельств разработка вакцины проходила в максимально сжатые сроки. В результате “Спутник V” не успели проверить на стабильность при температуре выше -18 С°. Что естественным образом привело к проблемам транспортировки вакцины по стране. 

Для решения этой проблемы в мае 2020 года на базе Сбербанка (без которого нынче никуда) была создана компания “Иммунотехнологии”. “Холодовая цепь” при распределении вакцины состоит из четырех звеньев: доставка от производителей оптовику, доставка в региональные распределительные центры, развозка с региональных складов в поликлиники и прививочные кабинеты и, наконец, хранение в пунктах иммунизации.

В результате одним из ключевых моментов масштабной вакцинации стало строительство низкотемпературных хранилищ во всех регионах. Они станут региональными распределительными центрами для вакцины, которую производят на шести заводах. С производства вся вакцина поступает в подмосковные Котельники, где менее чем за месяц было построено хранилище “Спутника V”, и уже оттуда доставляется в регионы. 

И это пока самый проблемный момент. “Иммунотехнологий” провели испытания автомобильных рефрижераторов, от которых требовалось постоянно выдавать температуру не выше -18 С°. Идея не сработала: морозильникам приходилось время от времени переходить в так называемый режим оттайки, чтобы в выводящих конденсат трубках не скапливалась наледь.

В итоге транспортировка осуществляется термоконтейнерами, которых на российском рынке не так много – до пандемии в таком количестве просто не было необходимости. Цепь доставки для “Спутника V” почти целиком выстроена по земле. Авиакомпании не берут на борт более десяти теромконтейнеров из-за высокой стоимости груза и рисков поломки. Кроме того, в аэропортах нет оборудования для работы с таким грузом. Поэтому вакцину доставляют в основном автомобильными рефрижераторами.

Институт Гамалеи, производитель “Спутника V”, работает над повышением стабильности вакцины, но, сами понимаете, это процесс небыстрый. Поэтому пока вакцинация зависит от логистов. Тот самый случай, когда мало придумать и произвести – надо ещё доставить.